Основная возможность раннего выявления дефектов и неисправностей вагонных колесных пар - это их осмотр специалистом. В соответствии с типовыми инструкциями, его можно разделить на три вида:
Стандартные осмотры выполняются специализированными осмотрщиками вагонов или другими уполномоченными специалистами. Если эта работа выполняется непосредственно на пункте текущего отцепочного ремонта, то осмотр колесной пары может быть выполнен руководителем бригады технического обслуживания.
К осмотру колесной пары допускаются только лица, ознакомленные с настоящей инструкцией и уполномоченные на выполнение данной работы. Сертификация и переаттестация должны проводиться ежегодно.
Периодические осмотры должны проводиться каждый раз при подкатке вагона. Исключением является случай, когда окончательный осмотр колесной пары производится более чем за 6 месяцев до следующего перекатывания.
Во время этого осмотра выполняются следующие действия
После этой проверки колесная пара допускается к эксплуатации, если она соответствует стандарту. Эта информация заносится на этикетку, прикрепленную к колесной паре.
Что касается полной проверки, то она проводится только при определенных обстоятельствах. К ним относятся:
Колесные пары, изготовленные одной компанией и полученные другой для сборки буксовых узлов, также подвергаются осмотру. В этих случаях на бирку и колесную ось наносится специальная маркировка.
Процесс осмотра включает следующие основные этапы
После завершения этой проверки на оси и бирки колес, допущенных к эксплуатации, наносится специальное клеймо или штамп.
Ремонт колесных пар
Состояние колесной пары проверяется, и любые дефекты отправляются в специализированную мастерскую для исправления. Это может быть сделано как с заменой компонентов, так и без нее. В этом случае все зависит от состояния колесной пары и от того, можно ли исправить компоненты.
Ремонт колесной пары с заменой компонентов является более сложным и трудоемким. Из-за необходимого специализированного оборудования эта работа может быть выполнена только в мастерской крытых вагонов или смежной мастерской.
Что касается ремонта колесных пар, не связанного с заменой элементов, то его выполняют при износе поверхностей качения или гребня колесной пары. При этом производится доводка до профиля с помощью специального станка со шлифовальным кругом.
Ремонт колесных пар среднего размера
Средний ремонт элементов колесных пар проводится в следующих ситуациях
При среднем ремонте необходимо обязательно очистить колесную пару и ее отдельные элементы. Что касается подшипников, то их запрещено ремонтировать в ремонтной мастерской. После снятия они должны быть отправлены на завод-изготовитель. Сюда же относится разборка буксового узла и сборка после ремонта.
К другим видам ремонта относятся:
Данные о ремонте обязательно должны быть записаны на оси и бирке. Они также записываются в специальный журнал.
Текущий ремонт колесных пар.
Этот ремонт производится, если при осмотре обнаружены определенные дефекты до закатывания колес под вагон. Основные работы включают в себя следующее
Эти ремонтные работы могут быть выполнены на вагоноремонтных станциях, расположенных вблизи крупных железнодорожных станций.
Формирование новой колесной пары - это сборка колесной пары из основных компонентов. Сюда входят оси и колеса. Новая колесная пара должна полностью соответствовать утвержденным стандартам. Поэтому перед использованием отдельные элементы проходят испытания.
Существует два метода формирования колесных пар: прессовая и термическая штамповка. Прессование - наиболее распространенный метод. При этом колесная пара устанавливается на холодную ось под высоким давлением. Чтобы посадка была максимально плотной, диаметр ножки оси делают больше диаметра отверстия в ступице.
Посадка с подогревом используется нечасто. В этой конфигурации на ось надевается нагретая ступица колеса. В этом случае пластичность элементов позволяет им свободно собираться, поэтому запрессовка не требуется. После охлаждения колесная пара надежно фиксируется. Основным недостатком этого метода является высокий расход энергии на нагрев элементов.
Приемка вагонов в ремонт
Все типы грузовых вагонов могут быть использованы как в цехе ремонта грузовых вагонов, так и в цехе текущего ремонта грузовых вагонов. К ним относятся следующие
Проверка после ремонта и гарантии
Все детали вагонов, включая колесные пары, должны быть проверены после исправления. Только при соблюдении необходимых критериев они будут допущены к дальнейшей эксплуатации.
Проверки проводятся уполномоченным персоналом, который также отвечает за выпуск деталей, подлежащих капитальному ремонту вагонов.
Основная ответственность за ремонт и все установленные детали лежит на компании, выполнившей работы. Гарантийный срок действует до тех пор, пока вагон не будет подвергнут дальнейшему капитальному ремонту или ремонту. Если капитальный ремонт вагона не требуется, то гарантия истекает по окончании допустимого срока эксплуатации, определяемого по количеству нагрузок. Тот же принцип применяется к гарантии на ремонт колесных пар.